Классификация КСО

При разработке КСО следует помнить, для кого и с какой целью оно разрабатывается. Компьютер лишь тогда осуществляет дидактические функции, когда в его управляющих воздействиях учитываются как задача, решаемая учащимся, так и определенные учебные цели. Последнее имеет принципиальное значение для понимания сущности обучающих систем.

Можно выделить два типа компьютерного обучения. Для первого характерно непосредственное взаимодействие учащихся с компьютером. Он определяет задание, оценивает правильность и оказывает необходимую помощь. Здесь обучение протекает, как правило, без учителя, к помощи которого прибегают, когда компьютер не справляется с ситуацией из-за несовершенства обучающей программы.

Второй тип характеризуется взаимодействием с компьютером не обучаемого, а педагога. Компьютер помогает обучающему в управлении учебным процессом. Обычно этот тип компьютерного обучения используется, когда нельзя снабдить каждого учащегося персональным компьютером и он выступает в рамках традиционного обучения — как одно из средств обучения наряду с учебниками, программированными пособиями и так далее.

В последние годы стали разрабатываться обучающие программы как вспомогательное средство группового обучения. В качестве доводов в пользу таких программ обычно приводят экономические соображения, недостаточное количество компьютеров, говорят также о значимости учителя в учебном процессе. Основная цель таких программ — способствовать активному включению учащихся в учебный процесс, направить их внимание, устранить возможные пробелы в знаниях и подготовить к восприятию нового учебного материала. Многое из этого достижимо и без компьютера, однако последний существенно экономит время учителя и расширяет дидактические возможности активизации учебной деятельности учащихся.

В настоящее время нет единой классификации обучающих программ, хотя многие авторы выделяют среди них следующие пять типов:

  1. тренировочные;
  2. наставнические;
  3. проблемного обучения;
  4. имитационные и моделирующие;
  5. игровые.

Программы первого типа предназначены преимущественно для закрепления умений и навыков. Предполагается, что теоретический материал уже усвоен. Компьютер в случайной последовательности генерирует учебные задачи, уровень трудности которых определяется педагогом. Если учащийся дал правильное решение, ему сообщается об этом. Если ответ неправильный, ему либо предъявляется правильный ответ, либо предоставляют возможность запросить помощь.

Программы этого типа реализуют обучение, мало чем отличающееся от программированного обучения с помощью простейших технических средств, т. е. управление учебным процессом осуществляется по ответу (ход решения задачи не анализируется). Правда, компьютер обладает значительно большими возможностями в предъявлении информации и в типе ответа: многие системы позволяют вводить конструируемые ответы (то есть вводить слова и даже фразы), правда с некоторыми ограничениями.

Программы второго типа ориентированы преимущественно на усвоение новых понятий, многие из них также работают в режиме, близком к программированному обучению с разветвленной программой. И хотя в этих программах после предъявления информации обучаемому задаются вопросы, то есть обучение ведется В форме диалога, однако по большей части ведется так называемый фатический диалог, построенный на основе формального преобразования ответа обучаемого, он создает лишь видимость общения.

Программы третьего типа построены в основном на идеях и принципах когнитивной психологии, в них осуществляется непрямое управление деятельностью учащихся. Это значит, что предъявляются разнообразные задачи и учащиеся побуждаются решать их путем проб и ошибок.

В программах четвертого типа в качестве средства обучения используется моделирование, а в программах пятого типа — игры. Нередко в обучающие программы включаются как те, так и другие средства.

Существуют и другие подходы к классификации обучающих программ.
Между различными видами КСО лежат нечеткие границы. Известно множество попыток систематизации терминологии КСО. К сожалению, на сегодняшний день среди специалистов не сложилась единая точка зрения на классификацию КСО и соответственно не выработалась общепринятая система наименований их видов. Ниже представлена более полная схема классификации КСО:


При разработке КСО необходимо учитывать следующие особенности программ:

  • Допускают они или нет непосредственное взаимодействие учащегося с компьютером.
  • Охватываются ли ими все функции, необходимые для законченного фрагмента обучения. Если не все, то какие именно функции (демонстрация требуемой деятельности, управление решением задач на закрепление усвоенного материала, контроль и так далее) возлагаются на компьютер.
  • Какого типа предъявление учебного задания предполагается в них:
    a) обычное предъявление условий задачи;
    б) погружение в задание, когда учащийся сразу может видеть результат каждого из своих действий;
    в) погружение в ситуацию задания - производственную, социальную, историческую.
  • Допускается в них диалог или нет.
  • Допускается ли управление со стороны учащегося (может ли учащийся сам сформулировать некоторую задачу и обеспечивает ли компьютер помощь в её решении).
  • Учитываются в них или нет индивидуальные особенности.Учитываются в них или нет индивидуальные особенности.

Вопрос о месте компьютера и типе используемой обучающей программы должен решаться в первую очередь с точки зрения достижения учебных целей.


Рекомендуемая литература:

  1. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: 1988.
  2. Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.:2003.
  3. Сосновский В. И. Технические и аудиовизуальные средства обучения: принцип системности и практика. Новосибирск: 2004


Разработка приложений В начало страницы Пример урока